Прошедшей весной исполнилось три года с момента, как Правительством России была утверждена концепция «Электронное правительство». Несмотря на то, что на эту тему сегодня много говорят и пишут в СМИ, для простых граждан она по-прежнему остается мало понятной. О том, что же такое электронные госуслуги, об их несомненных плюсах и этапах реализации в нашем городе рассказывается в этом номере.
Призванное обеспечить прямой и открытый диалог граждан с властью, различными социальными службами, комитетами и ведомствами и в конечном итоге — с каждым конкретным начальником любого ранга и статуса, электронное правительство, по сути, должно стать тем реальным механизмом, который позволит гражданам не только колоссально экономить время и силы при оформлении различного рода документов, самим отслеживать процесс решения своих запросов, но и максимально снизить коррупцию и взяточничество.
Одним из элементов электронного правительства является предоставление государственных и муниципальных услуг населению в электронном виде, что предусматривает чётко отлаженную систему межведомственного электронного взаимодействия всех участников данного процесса.
Как рассказал глава города Константин Храмов, эта задача далеко не простая, осложнённая целым рядом факторов, включая ведомственную разобщённость и территориальную распределённость организаций, оказывающих услуги, использование ими разнородных информационных систем и пр.
Работа действующих на территории города муниципальных учреждений и организаций и ранее была автоматизирована в той или иной мере. Но при этом использовались абсолютно несовместимые между собой системы и базы данных. Применявшиеся программные средства лишь регистрировали документы, не поддерживая такие важные функции, как маршрутизация документов, автоматическое отслеживание текущего статуса, полнотекстовый поиск и т.п. Требовалась комплексная автоматизация документооборота, охватывающая все его процедуры: создание документа, согласование, распространение, поиск и архивное хранение. На сегодняшний день используемые информационные системы приведены к общему знаменателю — единая система электронного документооборота установлена во всех муниципальных учреждениях. Внедрение электронного документооборота помогло оптимизировать организационные процедуры, сделать их более простыми и логичными. Кроме того, сократилось время, затрачиваемое на поиск документов, формирование отчетов, повысился контроль исполнения поручений.
Также в целях организации перехода администрации и муниципальных учреждений города Невинномысска на предоставление муниципальных услуг в электронном виде была создана рабочая группа и разработан план, определяющий этапы работы и сроки их реализации. В целом план перехода разработан до декабря 2012 года и включает в себя более сорока основных муниципальных и государственных услуг, предоставляемых сегодня населению.
Но, по мнению К. Храмова, приведение системы электронного документооборота к общему стандарту и создание нормативной базы — это лишь малая часть работы, которую необходимо проделать для того, чтобы оказание муниципальных и госуслуг в электронном виде стало реальностью. Одна из основных проблем, с которой сталкиваются муниципалитеты при решении этой задачи, — отсутствие средств в местных бюджетах для создания необходимой телекоммуникационной инфраструктуры, т.е. строительства оптоволоконных сетей, связывающих между собой объекты муниципальной и госвласти, как правило, территориально разрозненные. Еще два года назад в Невинномысске эта проблема стояла так же остро, как и в других территориях края. Ключ к ее решению администрация города нашла в тесном взаимодействии с бизнесом.
Инициатива одного из городских провайдеров — компании «Мобайл Тренд» по строительству городской оптоволоконной сети, которая на сегодняшний день инвестировала в этот проект около 20 млн собственных средств, была активно поддержана главой города.
На данный момент этим провайдером построена оптоволоконная сеть, связавшая между собой около 80% объектов муниципальной власти, включая учреждения здравоохранения, образования, культуры и т.д. Подключение к сети городских школ позволило им не только в десять раз увеличить скорость доступа к Интернету, но и организовать межшкольную локальную сеть. Кроме того, созданная телекоммуникационная инфраструктура всем ее пользователям дает возможность получения услуг телефонной связи c использованием IP-технологии, внедрение которой сегодня также является одной из задач по информатизации общества.
По сути, эта сеть является фундаментальной базой, позволяющей создать единое информационное пространство и стать технологической платформой для реализации проекта «Электронное правительство».
Для компании инвестирование собственных средств в этот проект — не только получение надежных и постоянных клиентов, но и возможность предоставления всем своим абонентам, в том числе физическим лицам, доступа на официальные сайты государственных и муниципальных учреждений для получения услуг в электронном виде через локальную сеть (т.е. абсолютно бесплатно и на более высоких скоростях), что для провайдера является бесспорным конкурентным преимуществом.
Администрация города и ООО «Мобайл Тренд» планируют продолжать сотрудничество и в дальнейшем.
На очередной встрече главы города Константина Храмова с генеральным директором компании Николаем Нагорным (на снимке) был обсужден ряд текущих вопросов и задачи на ближайшую перспективу, среди которых подключение к сети оставшихся 20% муниципальных учреждений, а также интеграция в сеть госучреждений.
По словам главы Невинномысска К. Храмова, ещё многое предстоит сделать для того, чтобы процесс оказания муниципальных и государственных услуг стал максимально «дружелюбным» для жителей нашего города. Но то, что Невинномысск среди других территорий края является абсолютным лидером в этом направлении, сомнению не подлежит. Такой уверенный шаг вперед удалось сделать благодаря плотным партнерским отношениям власти и бизнеса, считает глава города, и опыт Невинномысска может стать хорошим примером для других муниципалитетов.
Газета будет и в дальнейшем следить за совершенствованием оказания государственных услуг в электронном виде и за ходом административной реформы, частью которой они являются.